Это вам не игрушки. Почему все носятся с геймификацией и что это такое

К нам уже обращаются клиенты, которые хотят внедрить в дашборды по сотрудникам элементы геймификации. Поэтому мы решили разобраться, как она работает, и какие продукты есть на рынке.

Эффективный сотрудник – это вовлеченный сотрудник. Эту нехитрую истину подтверждают авторитетные исследования Gallup и IBM Kenexa: бизнес с высокой вовлеченностью персонала эффективнее своих конкурентов на 17%, он продает на 20% больше и получает на 21% больше прибыли. К сожалению, российские компании высоким уровнем вовлеченности сотрудников пока похвастаться не могут — этот показатель у нас не превышает 19%. Для сравнения: в США — 33%.

Эта тема стала актуальной как из-за конкуренции на рынке труда, так и из-за выхода на него пресловутых представителей поколения Y. «Белая» зарплата и возможность сделать карьеру для молодых сотрудников не является достаточной мотивацией, а реальность онлайн-игр для них иногда ближе и понятнее окружающей действительности. С ними приходится играть по их правилам. И вообще – больше играть. Поэтому геймификация в HR, да и любых других бизнес-процессах из модной фишки постепенно превращается в must-have инструмент.

Что такое геймификация?

Геймификация – это применение в неигровых процессах приемов, методик, сценариев, характерных для компьютерных игр. В процессе «игры» участники получают знания, отрабатывают навыки, необходимые в работе (причем, не на клиентах, а в безопасной «песочнице»), демонстрируют коллегам свои скиллы и успехи (привет соцсоревнованиям!). Это могут быть как готовые игровые сценарии, действительно напоминающие квесты и стратегии, так и отдельные игровые элементы – рейтинговые системы, бэйджи с указанием достижений сотрудников, игровая валюта, имеющая хождение внутри компании. Геймификацию успешно применяют не только в HR-процессах, но и для повышения лояльности потребителей, контрагентов и т.д.

Что она дает?

1. Адаптация и тренировка персонала
Игровые шаблоны позволяют в разы сократить время на адаптацию нового сотрудника в компании. Вместо чтения методичек и уставов ему предлагают в игровой форме выучить принятые в этой компании методы работы, что позволяет запомнить их гораздо быстрее и эффективнее. Кроме того, «обкатывать» навыки нового специалиста на симуляторе куда безопаснее полевых испытаний на живых клиентах.

2. Раскрытие потенциала сотрудника
В ходе игры сотрудник раскрывается лучше, чем в режиме формального общения. Это позволяет точнее выстроить стратегию его дальнейшего развития, а значит, компания получит от него больше пользы.

3. Дополнительный способ добиться выполнения непопулярных действий
Например, за выполнение определенных действий или показателей можно поощрять игровой валютой, которая обменивается на корпоративные «полюшки» и привилегии. В игровой форме можно стимулировать обучение персонала: обычный метод кнута и депримирования в этом процессе применим далеко не ко всем.

4. Повышение мотивации и демонстрация лояльности компании к сотрудникам
В конце концов, игровые механики показывают сотруднику: компания готова развиваться и разговаривать с ними на одном языке.

Продукты на рынке

Российские и зарубежные IT-компании фактически предвосхищают потребности клиентов и уже не первый год предлагают сервисы с готовыми игровыми сценариями или инструментами для их моделирования.

Пряники – один из самых известных российских продуктов в сфере геймификации. «Пряники» появились в 2012 году как виртуальная система нематериального поощрения сотрудников, а сегодня компания предлагает целый конструктор игровых механик. Компания не разрабатывает полноценных симуляторов бизнес-процессов, то есть, с ее помощью нельзя будет создать механизм для обкатки навыков, например, продажника. Зато можно дополнить бизнес-процесс игровыми элементами – рейтингами, бейджами, квестами с адаптационными курсами для новичков и виртуальными «пряниками». Эти самые «пряники» сотрудники могут дарить друг другу в благодарность за хорошо проделанную работу. «Эти вещи добавляют в рабочий процесс элементы фана. А виртуальное «благодарение» ломает систему «мы работаем за зарплату», делает сотрудников ближе, снимает многие надуманные и реально существующие барьеры в общении. Она дает обратную связь, создает теплые эмоциональные связи между сотрудниками, ускоряет процесс обмена информацией в компании, плюс – помогает формировать систему ценностей. Ведь нужно не просто поблагодарить коллегу, но и мотивировать свое решение», — говорят в компании. «Пряниками» пользуются больше 1,5 тыс. компаний, в том числе «Росатом», Microsoft, Альфа-Банк.

GameTrek – компания одной из первых в России вышла на рынок геймификации. Как подчеркивают ее представители, они занимаются именно игровыми разработками, а не «раздачей бейджей». Gametrek разрабатывает игровые механики на заказ, а также предоставляет готовые решения в проекте Work&Play. С помощью сервиса рабочие планы сотрудников и их ключевые показатели трансформируют в игровые задачи, при выполнении которых сотрудник получает очки — игровую валюту, которую можно обменять на призы. В качестве примера приводят кейс для «Шоколадницы»: для нее сделали апгрейд R-keeper, где сотрудники, помимо своего рабочего стола, получили доступ к онлайн-игре. Основная мотивация сотрудников – получение бонусов за продажи определенных блюд и напитков.

Knack – стартап из силиконовой долины, который делает как коробочные игровые решения, так и разработки под заказ. С помощью игровых программных приложений на основе искусственного интеллекта система решает вопросы, связанные с управлением человеческими ресурсами в компании: карьерное консультирование, набор и вовлечение персонала, работа в команде. То есть, играть советуют в любых ситуациях. Кроме того, разработчики обещают, что сотрудники в ходе игры могут получать аналитику, которая позволит им самим (а не их руководству) выстраивать карьерную стратегию в компании. Авторы Knack утверждают, что в ходе игры человек раскрывается более полно, и ни один HR-специалист с помощью стандартных тестов не вытянет из кандидата или работника такое количество информации, как это можно сделать с помощью программного приложения. А это позволит точно выбрать подходящего сотрудника под конкретную должность, выстроить его карьеру и найти к нему подходы.

Persona Labs Этот сервис тоже предлагает оценивать таланты и управлять ими на основе обратной связи, которую дает игровой процесс. Анализируют поведенческие характеристики игрока на основе базы данных пользователей из 10 тыс. компаний, которую собирали более 20 лет. Авторы сервиса обещают, что проанализируют более 5 тыс. показателей и на их основе составят исчерпывающий для принятия решения отчет. Кроме того, компания создает игры и симуляторы для обучения персонала.

ArcticShores – еще один сервис для оценки кандидатов. С британской основательностью разработчики обещают оценивать персонал в ходе игры аж по 12 тысячам «точек», и настаивают на том, что их оценки, основанные на игре, более эффективны и точны, чем обычные психометрические методы тестирования. Разработчики заявляют, что используют метод data driven, то есть, логика программы меняется в соответствии с входными данными, а значит, чутко реагирует на вводимые параметры. Авторы игровых сервисов заявляют, что они не только позволяют максимально точно отобрать кандидатов на нужную позицию, но и повышают лояльность к бренду. «70% кандидатов говорят, что они с большей радостью будут сотрудничать с работодателем после такой игры», — говорится на странице сервиса.

Plum и Fortay – эти сервисы сложно назвать инструментами геймификации в чистом виде. Скорее, это инструменты, помогающие более точно подбирать персонал в компанию. Разработчики Plum обещают, что с помощью их сервиса (разработка на базе ИИ) подбор кандидатов на должность будет в четыре раза более точным, а специально разработанная программа шестиминутного опроса кандидатов заменит горы просматриваемых резюме. Здесь же hr-специалист может ознакомиться с базой талантов, а кандидат – оставить свое «резюме». Fortay делает ставку на оценку кандидата с точки зрения того, насколько он успешно впишется в корпоративную культуру, «экосистему» компании, насколько кандидат близок к ней по духу и образу мышления.

Узнайте о сотрудниках то, что они не знают о себе сами

Итого. Основная задача, которую решают сервисы геймификации – получить доступ к пласту информации о сотрудниках, которую другими способами отследить не удается. Игры позволяют увидеть, как человек реагирует на разные ситуации, к чему он предрасположен, что у него лучше получается. В игровой имитации человек перестает соответствовать определенной роли и расслабляется, демонстрируя истинные реакции и склонности. Это полезно как при рекрутинге, так и при вовлечении персонала.
Не стоит воспринимать игровые сервисы как малополезное «украшательство» бизнеса. Топ-менеджерам и собственникам бизнеса стоит присмотреться к игровым механикам хотя бы для того, чтобы по-новому посмотреть на свою компанию.Даже на основе игровых опросов и заданий можно найти свежие идеи, как раскрыть потенциал сотрудника и повысить производительность труда.