Об этом вам не расскажут в вузе. Что такое «HR как он есть»?

В обзорах профессиональной литературы ежегодно появляются десятки книг, посвященных HR. Если читать их все, у специалиста, отвечающего в компании за эту сферу, может просто не остаться времени на исполнение своих непосредственных обязанностей. Но некоторые вещи, по нашему мнению, просто обязательны к прочтению. Одна из таких книг – «HR как он есть». Ее автор – Татьяна Кожевникова, экономист по образованию, 25 лет посвятила управлению персоналом.

Мы прочитали эту книгу и советуем сделать вам то же самое. Почему вы не пожалеете о потраченном времени?

Самым важным нам показался тот факт, что эта книга – не просто учебник для HR-специалиста, в котором раскрываются методики и схемы работы. Здесь честно говорится о том, что обычно всплывает разве что в частных беседах – как построить карьеру в сфере HR. Это сделать очень непросто хотя бы потому, что у любого подобного специалиста есть определенный потолок – из управления персоналом крайне редко выходят на позицию гендиректора, а значит, карьера в этой сфере изначально ограничена.

Автор честно рассказывает, с чего начать восхождение по карьерной лестнице и как вырасти от специалиста в узкой функциональной области к «руководителю руководителей» — то есть, управлять HR-директорами подразделений компании. Какие на этом пути есть «перегибы» — то есть, точки роста, и как их не пропустить и выйти на новый уровень в своей работе.

В книге рассказывается о внутрикорпоративной борьбе и о том, что HR специалисту приходится регулярно доказывать руководству, что вкладываться в эту сферу необходимо. Ведь к ней, как правило, относятся как к чему-то второстепенному, в отличие, например, от продаж или производства. И доказать, что именно процессы в сфере привлечения и воспитания персонала во многом формируют ценность компании в будущем — одна из главных задач HR-специалиста.

«Вложения в построение HR-процессов и систем похожи на инвестиции в воспитание детей. Когда вы отправляете пятилетнего ребенка в музыкальную школу, трудно оценить вероятность того, что через 20 лет он станет известным пианистом. Возможно, она составляет сотые доли процента. Но, если вы не отправите его в школу сегодня и сегодня не вложите много времени и сил в занятия музыкой, пианистом он не станет никогда. Приучая ребенка читать книги и делать уроки, вы не можете быть точно уверенными, что он или она окончит престижный университет и получит высокооплачиваемую работу. Иногда бывает так, что двоечники и лентяи тоже становятся очень успешными людьми. Но стоит ли в таком важном деле полагаться на случай?»

Автор откровенно и с чувством юмора рассказывает, как работать, опираясь на своих коллег (которые тебя могут запросто «подсидеть»), подчиненных (которые недовольны не всегда популярными решениями) и руководителем (который запросто может оказаться самодуром). Кстати, в тексте полно кейсов и живых историй и про этих самых самодуров-начальников, и про взаимоотношения с головной компанией, и про то, как важно заручиться поддержкой у руководителя, и даже про то, с кем и против кого стоит «дружить», чтобы сделать HR значимым подразделением, а не оставить его на уровне «отдела кадров». В общем, сплошная «Игра престолов». Об этом вам точно не расскажут ни в одном вузе.

Но это не просто сборник смешных и грустных баек из жизни российского HR. В ней собраны работающие кейсы, расчеты: в тексте сравниваются эффективности разных методик, приводятся доказательства, подсчитывается время реализации того или иного проекта. Ее автор работала в крупных международных корпорациях и российских компаниях (Coca-Cola, MARS, EY и METRO Group, «Росатом», Х5 Retail Group и группа компаний «ЧТПЗ»). Это уникальный опыт, и Татьяна Кожевникова рассказывает не только о современных международных методиках в сфере HR, но и о том, как их внедрять на российской почве.

«Нужно стараться говорить с топ-менеджерами на языке цифр там, где это возможно. Практически для любого HR-проекта можно посчитать возврат на инвестиции в человеческий капитал (ROI on Human Capital). Внедрение информационных технологий ведет к уменьшению численности HR-администраторов, то есть экономит фонд оплаты труда. Технические тренинги и система управления эффективностью повышают производительность труда. Программы в области повышения мотивации снижают текучку персонала и абсентеизм и повышают индекс вовлеченности. Во всех этих случаях возможно сформировать бизнес-кейс, то есть посчитать, какую сумму необходимо вложить в проект и какую выгоду он принесет для бизнеса. Главное не переусердствовать в стремлении все оцифровать».

В последней главе книги вполне объективно и доказательно раскрывается, как HR будет развиваться дальше, и чего ждать специалистам через 10-15 лет, и к чему уже сейчас стоит готовиться студентам, завтрашним молодым специалистам. Татьяна Кожевникова предполагает, что в стремительно меняющемся мире HR-специалисты будут разделяться не только по отраслевому признаку (как это происходит сейчас), но и по «характеру» компаний. Компетенции, которые подходят для управления персоналом в крупных корпорациях не помогут вам при работе в компании, где большинство работников сотрудничают с организацией по контракту и дистанционно.

«В некоторых компаниях появилась должность Head of Employee and Customer Experience (если переводить не буквально – Директор по взаимодействию с сотрудниками и клиентами). Идея этой должности заключается в том, что клиенты и сотрудники – это примерно одни и те же люди. Их впечатления от компании формируются в процессе взаимодействия с её брендом, продукцией или услугами, ценностями, стратегией и руководством. Иногда сотрудники компании видят её генерального директора только по телевидению, когда он даёт интервью журналистам. В этом случае образ первого лица (и самой компании) в глазах сотрудников ничем не отличается от образа в глазах рядового гражданина. Инструменты внутреннего и внешнего брендинга также похожи в эпоху цифровых технологий и соцсетей».

Кстати, в книге много отсылок к литературе, которую будет полезно почитать любому управленцу. По совету автора можно собрать небольшую библиотеку. И, наконец, она написана с большой любовью и уважением к читателю: ее можно «проглотить» буквально за один вечер, а живой язык и структура изложения точно не дадут вам заскучать.

Книгу Татьяны Кожевниковой «HR как он есть» можно купить на Литрес