Обучай и властвуй. Выбираем LMS-платформу для e-learning

Руководство любой компании сталкивается с необходимостью обучить своих сотрудников. И часто организовать этот процесс бывает непросто: например, вам нужно передать знания нескольким сотням человек, работающих на разных должностях и в разных подразделениях компании (а то и в разных регионах!). Понятно, что просто начитать и распространить среди персонала видеокурс или разослать методичку недостаточно – результативность такого метода стремится к нулю. Необходимо отследить, насколько хорошо персонал усвоил новые знания и эффективно ли применяет их на практике. В идеале же процесс должен проходить еще и регулярно, без отрыва от производства и в сжатые сроки.

Ежегодно все больше и больше компаний решают эту задачу с помощью онлайн-обучения, используя различные LMS-платформы. Сегодня рынок предлагает десятки сервисов для e-learning. Они могут быть встроены в комплекс решений, от гигантов типа Oracle и SAP, а могут быть самодостаточным продуктом, заточенным только под обучение. Безусловно, такие узкоспециализированные платформы не смогут «сделать для вас все и еще заварить чай». Но зато они гораздо дешевле, хорошо решают поставленную перед ними задачу и гибко реагируют на обратную связь от пользователей. Поэтому мы советуем присмотреться к этим продуктам:

Litmos Авторы проекта не слишком скромно называют ее «обучающей системой номер один в мире» и уверяют, что 95% пользователей остались ей довольны. За объективность этих утверждений мы не ручаемся, но этот сервис действительно получился довольно гибким. Он подходит как относительно небольшим компаниям (от 150 сотрудников) так и корпорациям с численностью до миллиона человек. В первую очередь это — облачная платформа для обучения персонала, поставщиков, партнеров и клиентов. С помощью платформы легко создавать собственные учебные модули, а также отслеживать прогресс сотрудников. Пользователи получают доступ к корпоративным ресурсам через приложения IOS и Android. Кроме того, Litmos продвигает себя как ресурс для оптимизации корпоративных процессов – это может быть удобным, например, при запуске нового подразделения компании. Также ресурс предлагает доступ (за отдельный прайс) к собственному контенту – 2,5 тысячам обучающих модулей, курсов и видеороликов. По всему миру этим сервисом пользуются более 4 млн компаний из разных сфер – от ритейла до здравоохранения.

Cornerstone Вообще, компания Cornerstone OnDemand предлагает целый комплекс решений для управления персоналом как для малого и среднего, так и для крупного бизнеса. Облачная платформа позволяет вести все кадровые процессы: поиск работника, прием на работу, адаптация, обучение, координация работы с другими подразделениями, управление эффективностью, расчет компенсаций. Компания не просто предоставляет облачную платформу для обучения персонала с точкой входа в виде мобильного приложения. Она анализирует эффективность обучения сотрудников и принимаемых компанией решений. Работа строится на алгоритмах машинного самообучения и big data платформе. Это позволяет на основе данных других компаний вычислить что угодно – от потенциальной эффективности сотрудника до наилучшего дня недели для начала обучения. Полученные данные хорошо визуализируются, что позволяет облегчить анализ и принятие решений. Сейчас сервисы Cornerstone OnDemand насчитывают более 31 миллиона пользователей в 191 странах, продукты переведены на 40 языков. Осенью 2016 компания заявила, что будет продвигать свою облачную платформу для управления персоналом в России.

Looop У сервиса есть все, что по умолчанию должна иметь современная LMS- платформа: совместимость с разными операционными системами, мобильное приложение, привлекательный интерфейс и возможность формировать с помощью платформы собственный контент для обучения. Но авторы looop сделали ставку на главной фишке – фактически, они предлагают своим пользователям создать свой собственный корпоративный google, к которому каждый сотрудник в любое время дня и ночи может обратиться, например, с вопросом: Окей, как мы составляем договор для такой-то категории клиентов?
Как уверяют авторы сервиса, они «выгружают знания из голов ваших корпоративных экспертов, чтобы они стали доступны любому сотруднику вашей компании в режиме 24/7». Фактически, в данном случае не сотрудники подстраиваются под обучение, а наоборот. Хотя, безусловно, сервис предоставляет возможность для создания привычных обучающих курсов и модулей плюс – дает аналитику по посещениям, эффективности и прочий необходимый фидбэк.

MATRIX – продукт компании CYPHER LEARNING. Принцип действия этой платформы чем-то напоминает онлайн-фотобанки. Зарегистрировавшийся пользователь может воспользоваться уже имеющимся обучающим контентом, редактируя его «под себя» или создать собственный обучающий курс и выставить его на продажу для других пользователей. При этом применимы практически любые материалы — аудио, видео, документы, документы Google и файлы OneDrive. На основе этой платформы можно даже создавать обучающие онлайн-игры. Система обучения автоматически адаптируется для каждого пользователя на основании его успехов: с помощью платформы легко отследить, как долго сотрудник проходит тот или иной курс и насколько успешно. Эффективность учебы каждого сотрудника можно оцифровать в виде графиков и диаграмм. Авторы платформы позиционируют ее как универсальный продукт, который подходит как для крупных корпораций, так и для малого и среднего бизнеса. Но, судя по отзывам на профильных ресурсах, для небольших компаний этот сервис слишком дорог.

Все вышеперечисленные ресурсы — зарубежные, а теперь — отечественный производитель. Российские IT-компании тоже предлагают большое количество систем корпоративного дистанционного обучения. Самые известные среди них — WebTutor и Mirapolis Learning Management System.

Webtutor — система управления талантами от компании Websoft. Это комплексная система управления HR процессами — подбором, обучением, оценкой компетенций, планированием карьеры, управлением знаниями персонала. Платформу развивают уже больше 16 лет, ориентируясь, в том числе, на отзывы пользователей. С одной стороны, это плюс: система получилась гибкой и многофункциональной, из большого количества модулей можно сформировать оптимальный для каждой конкретной компании продукт. С другой стороны, как у почти каждой разработки с долгой историей, платформа не может похвастаться интуитивно понятным интерфейсом. Разбираться в системе и настраивать ее “под себя” придется тщательно изучая мануал или обращаясь за помощью к специалистам. развернуть платформу можно на корпоративном сервере или в облаке, а также интегрировать с корпоративными информационными системами. Продукт позволяет организовать полноценный учебный портал, дополнив его средствами общения — форумами, чатами, регулярно получать подробную аналитику о результатах обучения сотрудников. Система хорошо подойдет для крупных компаний со сложной организационной структурой и широкой географией, которые обладают запасом времени на разворачивание системы.

Mirapolis — тоже модульная система управления HR-процессами. Специфика этой разработки заключается в том, что авторы не предоставляют универсальных “коробочных решений”. В каждом конкретном случае система создается под заказчика с учетом ТЗ и заявленного функционала. Несомненный плюс: заказчик получает корпоративный учебный портал, созданный по индивидуальным параметрам. Минус — это долго и довольно дорого: разработка может занять несколько месяцев, а заплатить за готовое решение придется минимум 600 тыс. рублей. Ознакомительной версии учебной системы от Mirapolis нет, поэтому собирать информацию придется посредством общения со специалистами компании. Но несмотря на все это, как уверяют авторы разработки, ею уже воспользовались более 1,5 млн пользователей, и окупается она за три месяца, сокращая в разы затраты на обучение по сравнению с очными программами.

Среди признанных российских лидеров в среде обучающих сервисов также стоит отметить iSpring Online — продукт разработчиков из Йошкар-Олы, ShareKnowledge от международной группы компаний Competentum и облачный сервис Teachbase, выросший из проекта подготовки школьников к ЕГЭ.

Отдельно хотелось бы остановиться на свежих русскоязычных стартапах в этой области:

Unicraft – молодой отечественный стартап, который запустили весной прошлого года резиденты технопарка «Строгино». Платформа содержит готовые учебные материалы, инструменты для создания собственного контента и индивидуальных программ обучения для каждого сотрудника. Сервис предлагает мониторинг эффективности персонала, необходимые рейтинги и статистику, систему коммуникации сотрудников и тренеров. Лендинговая страница сервиса не слишком информативна, но интефейс самой платформы довольно понятен и удобен в использовании.

Collaborator – еще один русскоязычный ресурс, созданный украинской IT-компанией «Давинту Украина». Платформа предлагает очень широкий базовый функционал. Здесь можно формировать курсы различной сложности, создавать тесты для проверки знаний как каждого конкретного сотрудника, так и целых подразделений, создавать опросники для сбора обратной связи от обучающихся. Особое внимание уделяется коммуникациям: платформа позволяет сформировать ленту новостей, запускать форумы и чаты. По всей базе данных компании (включая чаты и форумы), а также по интегрированным с платформой ресурсам настраивается поиск. Судя по всему, авторы планировали, что их сервис будет полезен, в первую очередь, крупным компаниям: упор в ней неожиданно делается на сегрегацию сотрудников. Здесь можно ограничить доступ к разным уровням ресурсов, выгружать индивидуальные отчеты, выстраивать оргструктуру компании и т.д.

Если вы до сих пор отказывались от массового обучения сотрудников, потому что это «сложно и дорого», самое время пересмотреть свою позицию.

С помощью LMS-платформ вы сможете организовать процесс с относительно небольшими затратами, а в результате получите конкурентные преимущества на рынке и повысите лояльность персонала. Причем, сервисы позволяют организовать процесс обучения очень быстро: каждый из них предлагает шаблонные примеры, у всех есть служба поддержки клиентов, они постоянно развиваются на основе фидбэков пользователей. И – самое главное! – они не просто предоставляют канал для распространения контента, они позволяют держать весь процесс под контролем, анализируют его успешность и подсказывают, в каком направлении двигаться дальше.