Туз в рукаве. Зачем HR-специалистам нужна аналитика?

HR-аналитика помогает решить огромное количество задач: просчитать эффективность принятых решений, выстроить стратегию развития в сфере привлечения и развития персонала, понять, чего не хватает сотрудникам компании для успешного развития и плодотворной работы. Мы решили выяснить, чего ждет от этого инструмента аудитория нашего блога.

Мы подготовили два варианта анкеты. Обе они содержали два одинаковых вопроса – «Какие возможности для развития HR-cпециалиста дает аналитика данных по персоналу?» И «Какие проблемы HR-cпециалиста решает аналитика данных по персоналу?». Первый должен был выявить возможности, которые дает этот ресурс, а второй — боли эйчаров, которые он может минимизировать.

При этом варианты ответов в этих анкетах были разные. Дело в том, что одна из них предназначалась для тех, кто предпочитает в своей работе опираться на «гуманитарные» методы, а вторая – для HR-ов, которые относят себя к «технарям». Мы публикуем результаты нашего анкетирования, которое показало, чего же на самом деле ждут специалисты от HR-аналитики.

Начнем с анкеты для «гуманитариев». Именно ее выбрала большая часть опрошенных – этот вариант открыли 1460 человек. Правда, на вопросы ответили всего 59 респондентов. Для «гуманитариев» самым важным оказалось то, что HR-аналитика позволяет создать и обосновать HR-стратегию и осознанно ее реализовывать. Этот вариант ответа выбрали 86,4% опрошенных. Для 47,5% респондентов, она служит аргументов для вовлечения босса в проблемы своего подразделения, а для 39% — возможность оставаться в тренде и быть лидером мнений. Что любопытно, наименьшая часть опрошенных видит в аналитике инструмент для карьерного роста: варианты ответа на вопрос, связанные с продвижением по служебной лестнице, выбрали единицы.

В вопросе «Какие проблемы HR-cпециалиста решает аналитика данных по персоналу?» практически одинаково востребованными оказались три варианта ответа. От 55,9 до 62,7% опрошенных отметили, что эти данные позволяют докричаться до руководства, которое не слышит их без цифр, обосновать бюджет и узнать, как стратегическую задачу превратить в KPI.

Анкету для «технарей» выбрали 53 человека, зато процент ответивших здесь значительно выше: нам прислали 18 заполненных анкет. В аналитике этих респондентов в первую очередь прельщает возможность сократить объем рутины и автоматизировать HR-процессы и то, что это дает базу для принятия взвешенных решений. Среди ответов на второй вопрос наибольшей популярностью пользовался вариант «перестать аврально решать последствия, а решить проблемы-причины». И действительно: аккуратный сбор данных и их последующий анализ позволяет выявить заранее большинство назревающих проблем и найти варианты для их решений. Кроме того, по мнению респондентов, важно, что аналитика позволяет построить сквозные HR-процессы, перестать заниматься только наймом и оцифровать лояльность, вовлеченность и другие абстрактные показатели, связанные с работой персонала.

Итак, что мы получили в итоге. HR-специалисты, выбирающие “гуманитарные” методы работы, ждут от аналитики возможность обосновать любое свое предложение или решение цифрами. И это неудивительно: руководитель компании всегда ждет расчета перед решением о реализации даже самой гениальной идеи. Поэтому HR-гуманы надеются, что аналитика поможет ликвидировать одну из главных проблем — пренебрежение руководства, которое прохладно относится к предложению, не обоснованному цифрами.

Основная боль эйчаров-эконов — авральное решение проблем. Эти респонденты рассчитывают, что аналитика позволит с одной стороны, сократить объем рутины, а с другой — выстраивать на основе выявленной информации стратегию дальнейшего развития и предвосхищать возникающие проблемы.

И аналитика в данном случае — универсальный инструмент. Она не только позволяет повысить продуктивность работы HR-специалиста, но и поможет ему в карьерном росте. Для того, чтобы эйчар-гуман профессионально рос, ему необходимо сочетать в своей работе стратегию (которую он умеет) с тактикой (для которой цифры нужны как воздух). Эйчарам- эконам аналитика, наоборот, позволяет перейти от частного к общему, взглянуть на картину целиком и выстроить общую стратегию, даже если специалист не слишком любит и умеет размахивать флагом и смотреть в прекрасное далеко.